Вопрос оценки текущей формы спортсмена - очень важный во всех видах спорта. В скалолазании из-за разнообразия движений и нагрузки сложно оценивать показатели спортсменов. Гарантирует ли вис на одной руке на 20 мм то, что ты пролезешь 7с на боулдеринг (спойлер - нет!)? А если ты с трудом подтягиваешься?
Есть ли вообще общепринятые тесты в скалолазании? По крайней мере, над их созданием активно работают…
В 2001 году журнал International Journal of Sports Physiology and Performance опубликовал статью «Оценка формы скалолазов: Батарея специфичных к спорту тестов».
Разработкой тестов занималась как Международная ассоциация по исследованию скалолазания (
https://www.ircra.rocks/). Чтобы выбрать показатели, которые теоретически должны были отражать уровень скалолаза, применялся метод Дельфи.
Группа экспертов из 20 человек, в которую входили ученые, тренеры и известные скалолазы заполняла серию анкет онлайн, отвечая на вопросы в несколько раундов. При этом каждый последующий раунд строился на результатах предыдущего. Это позволяло участникам пересматривать свои мнения, учитывая анонимные ответы других экспертов, что способствовало более взвешенному и обдуманному решению.
Таким образом, они выделили 10 тестов для оценки формы скалолаза. Большинство показателей уже фигурировали в других научных исследованиях, но рабочая группа также добавила новый элемент - стабильность кора, учитывая его важность для скалолазания.
Выбрали следующие тесты:
Тесты 1 и 2 - подъем ноги лицом к стене, держась за зацепки (гибкость)
Тест 3 - максимальная сила пальцев на 23 мм, стоя на весах (открытый и активный хваты)
Тест 4 - вис на время на полке 30 мм любым хватом (который нравится)
Тест 5 - Power slap. Максимальное касание на кампусе.
Тест 6 - Вис в полном блоке на двух руках
Тест 7 - Вис в полном блоке на одной руке
Тест 8 - Подтягивания с собственным весом на выносливость
Тест 9 - Планка
Тест 10 - Уголок на пресс
Полный мануал по тестам -
по ссылке.
После разработки тестов проверялась их валидность. В исследовании принимали ученые и тренеры из 7 стран мира, которые анализировали результаты 132 спортсменов. В закрепе - сводная таблица по участникам.
Валидность каждого из тестов оценивалась в зависимости от уровня скалолаза. (Ожидалось, что скалолазы более высокого класса получат более высокие баллы, чем скалолазы более низкого класса).
Гибкость
Так же, как и в исследовании Драпера, были выявлены значительные различия в гибкости между элитными скалолазами и скалолазами начального и среднего уровней, но не между элитными и продвинутыми скалолазами. Возможно, это говорит о том, что гибкость важна в скалолазании, но есть какой-то порог, выше которого этот компонент физической подготовки становится менее определяющим для уровня лазания. После достижения этого порога гибкость перестает быть критически важным аспектом, который отличает выступления на продвинутом и элитном уровнях.
Сила пальцев
Результаты показали существенную разницу между скалолазами элитного и продвинутого уровня по сравнению со скалолазами начального уровня, в то время как различие между скалолазами начального и продвинутого уровня по сравнению со средним уровнем менее выражено.
Исследователи предположили, что существует порог силы пальцев, который отличает элитных и продвинутых скалолазов от всех остальных.
Вис в блоке
Удивительно (нет!), но не все скалолазы, в том числе и из группы «продвинутых, смогли выполнить вис в блоке на одной руке. Что касается виса в блоке на двух руках, он обеспечил хорошую дифференциацию между группами по уровню. Таким образом, вис в блоке на двух руках рекомендован для оценки скалолазов всех уровней, тест на одной руке - только для оценки «элиты».
Планка и уголок
Результаты этих тестов росли вплоть до уровня продвинутых, но почему-то «элита» показала результаты пониже. Исследователи говорят о психологических факторах (не захотели мастера нормально терпеть). Группа начинающих показала очень большой отрыв (со знаком минус) от остальных групп.
Полные результаты можно посмотреть здесь
https://hal.science/hal-03545303v1/documentКонечно, выбор некоторых тестов меня лично слегка удивил - например, зачем включать сразу и блок на одной, и на двух руках. Исследователи, конечно, ищут детерминанты успеха, но на практике нельзя игнорировать другие показатели - такие, как развитие мышц-антогонистов, например. Иначе можно лазить хорошо, но недолго…
Однако, с выводами в исследовании я согласна - если бы можно было выбрать только 2 теста из 10, я бы тоже оставила силу пальцев и максимальный рывок на кампусе.
На практике я использовала (и использую) некоторые из этих тестов для оценки прогресса учеников. И даже есть те, которые начинали с уголка в 0 секунд, а теперь могут делать это упражнение на одной руке.
Тесты я подбираю не только в зависимости от уровня, но и основываясь на особенностях конкретного ученика. И да, тесты приходится менять, когда кто-то становится “слишком сильным” или под текущие задачи.